О чем расскажут детские рисунки
Все дети очень любят рисовать. В альбомах и тетрадях, на обоях и оконных стеклах и даже на снегу можно увидеть детские рисунки! Эти рисунки содержат информацию о психологическом и эмоциональном состоянии малыша. Цвета, формы линий, размещение рисунка на листе – все это символизируют его переживания и чувства.
Сюжет рисунка покажет, что его тревожит. Рисуя, малыш самовыражается, выплескивает наружу свой страх, радость и отношение к окружающим.
Развитие малыша, четко отражается в том, что он рисует:
- 12-18 месяцев − зигзаги, незаконченные полосы и круги;
- 2 года − вертикальные линии;
- 2,5 года − горизонтальные линии и спирали;
- 3 года − законченные круги, солнышко, колесо;
- 4 года − квадраты, человечки, животные;
- 5 лет − геометрические фигуры, мелкие детали, например, глазки, носик, хвост у собачки;
- 6 лет – это уже рисунки с действиями и ситуациями персонажей.
Рисование связанно со зрительным восприятием ребенка, с его моторной координацией, речью и мышлением. Рисование не только способствует развитию этих функций, но и связывает их между собой. Научившись держать в руке карандаш, рисовать четкие линии, ребенок может начинать учиться писать.
Отражение личности ребенка в его рисунках
Занимаясь рисованием, малыш не пытается изобразить красивую картину, а просто экспериментирует с цветом и формами, инстинктивно выплескивая свои позитивные и негативные эмоции. Для малыша важно объяснить маме, что изображено на его рисунке. Рассказать, что означает каждая деталь рисунка. Поговорите с малышом о том, что он нарисовал. Не перебивайте его восклицаниями типа того, что «облака не могут быть зелеными» или что «у козочки только четыре ноги, а ты нарисовал шесть».
Цвета в детских рисунках
• желтый цвет в рисунках говорит о жизнерадостности ребенка;
• большое количество красных тонов свидетельствует о гиперактивности малыша;
• синий цвет обозначает скованность и внутреннее напряжение ребенка;
• зеленый цвет предупреждает родителей, что крохе не хватает родительского внимания;
• дискомфорт у ребенка передается преобладанием коричневого цвета;
• черный цвет символизирует подавленность ребенка и наличие негативных эмоций;
• если малыш предпочитает рисовать только одним цветом - это говорит о дефиците общения и об отсутствии ярких эмоций.
Характер линий
• ровные линии со средней степенью нажима в рисунках малыша означают, что он спокоен и уравновешен;
• небрежные и размашистые линии говорят о том, что ребенок слишком импульсивен и склонен к резким переменам настроения;
• линии, нарисованные со слабым нажимом, характеризуют его психологическую неустойчивость;
• сильный нажим в совокупности с тем, что нарисованное малышом «не помещается» в формат рисунка, говорит о его склонности к агрессии.
Тесты по рисунку
Малышу предлагают нарисовать дом и по результату нарисованного анализируют степень открытости или закрытости ребенка, делают выводы, что тревожит его психику.
Дом, расположенный по центру листа характеризует высокую общительность малыша. Хорошую коммуникабельность символизирует и то, если двери дома нарисованы открытыми.
Когда дверь в нарисованном доме сравнительно небольшого размера - это признак неуверенности в себе. Отсутствие дверей - признак нехватки общения и взаимопонимания с родителями.
Дверь, нарисованная с боку, или наличие на ней замка означает то, что ребенок отгораживается от внешнего мира и замыкается в себе.
Многое можно узнать и по окнам дома на рисунке малыша. Открытость и желание общаться характеризуются наличием большого количества нарисованных окон.
Закрытые шторами окна символизируют проблемы общения с людьми. Окна с решетками говорят о том, что у малыша слишком много комплексов.
Если на крыше дома нарисована труба, из которой струится жиденький дымок, это означает недостаток внимания родителей. Труба, спрятанная за крышей дома, говорит о том, что малыш осознанно избегает общения. Когда из трубы валит густой дым, это символизирует тяжесть на душе у ребенка.
Нельзя анализировать рисунок сам по себе, его нужно рассматривать в совокупности общего развития крохи. Характеристику детским рисункам можно давать только при повторении нарисованных им символов, форм, цветов и различных деталей.
В рисунке рассматриваются все детали, которые могут служить тревожным сигналом: размещение рисунка на листе, выбор цвета, тип линий, форм и сюжета.
Анализ рисунка психологом − это основа для разговора с ребенком и понимания того, что он переживает.
Тревожные признаки детских рисунков
Некоторые тесты могут выявить серьезные проблемы у ребенка. Например, дети, страдающие шизофренией, слишком часто рисуют повторяющиеся элементы. Малыши с задержкой психического развития рисуют мало и не охотно.
Обратите свое внимание, если на рисунках вашего малыша присутствуют такие детали:
• косые, неравномерно расположенные глаза или глаза без зрачков у человечков;
• частые зачеркивания и помарки;
• постоянная нехватка какой-то одной или нескольких частей тела;
• рисунки очень мелкие;
• если формы не закончены;
• длительное время рисует одно и то же;
• если ребенок уничтожает свои рисунки;
• если ребенок вообще не хочет рисовать.
Бывает, что пугающие родителей рисунки не несут в себе никакой опасности.
Например, сцены насилия или изображение половых органов. В возрасте 4-5 лет ребенок начинает искать разницу между девочками и мальчиками. Обращать внимание родителям на такие рисунки стоит только в том случае, если они повторяются длительное время.
Один рисунок ничего не говорит о состоянии малыша. Проанализировав несколько рисунков, нарисованных с небольшими интервалами во времени, можно делать выводы о психологическом здоровье крохи.
Если в рисунках вашего ребенка присутствуют тревожащие детали, измените свое отношение к малышу. Обратите внимание, насколько доброжелательны взаимоотношения в вашей семье. Сводите малыша к психологу.
|